Внедрение e-Learning


Развитие образовательных процессов в отечественных и зарубежных центрах подготовки специалистов в современных условиях происходит в следующих направлениях: индивидуализация образовательных методик, переход на непрерывную образовательную технологию, применение информационных технологий в образовательном процессе. Появление новой формы дистанционного обучения (ДО) коренным образом изменило представление об организации учебного процесса в целом. Учебный процесс во многом стал похож на конвейерное производство, в котором традиционную форму организации процесса обучения сменило индивидуальное обучение каждого из учащихся в отдельности, что с очевидностью требует дополнительных усилий на организацию учебного процесса вообще и создания новых процедур его управления в частности.

Применение современных образовательных технологий позволяет за короткие сроки увеличить число обслуживаемых студентов университета на десятки и даже сотни тысяч практически без существенных изменений «производственных мощностей», что возможно только при условии существенных изменений в организации управления университетской деятельностью.

В современных условиях без создания комплексов программ поддержки единого информационного пространства уже затруднено существование даже классических университетов, что же касается дистанционного образования, то без комплексов программ автоматизации управления процессов обучения оно вообще невозможно.

Возникает необходимость разработки комплекса программ управления процессами дистанционного образования, с помощью которого обеспечивался бы заданный уровень качества предоставляемых образовательных услуг, с одной стороны, и заданный уровень рентабельности производства, с другой.

Разработка комплекса программ управления образовательными процессами в Институте дистанционного образования (ИДО) УлГТУ началась с 1999 года с этапа создания первой версии комплекса в среде Microsoft Access, как системы организации дистанционного высшего профессионального образования.

Развитие сети представительств ИДО УлГТУ, необходимость интеграции с другими системами (библиотечной системой МАРК, интегрированными средами разработки и использования сетевых курсов WebCT и ТОР, бухгалтерской системы «1С-Предприятие») и существенное увеличение числа студентов привели к разработке второй версии программного комплекса (2003 год) на платформе MS SQL Server 2000.

Вторая версия получила название МОТОР. Она состоит из двух подсистем – подсистемы МОТ и ТОР. Подсистема МОТ решает проблемы автоматизации различных служб вуза, выполняя весь набор функций, необходимых для работы университета как производственной организации: приемной комиссии, деканата, кафедр, финансово-бухгалтерских и других служб вуза, что позволяет организовать управление обслуживанием традиционных университетских процессов и их версиями для случайных потоков заявок.

Продолжением второй версии стало создание специализированного WEB-приложения в форме сайта, открывающего доступ к основным услугам и их элементам. Через WEB-оболочку к информационным ресурсам и функциям имеют доступ как студенты, так и служащие ИДО, которые вносят часть информации, поступающей в базу данных.

Кроме этого были разработаны подсистемы «Мониторинг состояния очередей», «Прогноз и планирование».

В основу мониторинга заложена событийная интерпретация и регистрация потоков заявок в БД, позволяющая администраторам-пользователям в корпоративной сети с любого автоматизированного рабочего места - задавать ряд важных вопросов о потоках заявок и получать полезные для пользователя ответы на такие вопросы, - составить каталог действий персонала, обслуживающего заявки на услуги, - определить нормативы времени для исполнения заявок, согласованные с показателями качественного обслуживания заявок.

Исходя из нормативов качественного обслуживания заявок определенного типа и рациональной загрузки средств обслуживания, можно сформировать группу заявок и назначить группе средства обслуживания.

Дополнительные функции мониторинга и прогнозирования позволяют улучшить качество и управляемость обслуживания университетских услуг, обеспечение которого принципиально в условиях рыночной борьбы университетов за студента.

На основании маркетинговых исследований возможен расчет степени загрузки персонала на прогнозируемый поток абитуриентов, студентов. Создание нового вида учебного материала (учебно-методические комплексы, электронные обучающие системы (ЭОС), CD-версии ЭОС, видеоконференции, обучающие видеоролики, виртуальные практикумы, лабораторные работы) вызвало острую необходимость в разработке подсистемы автоматизированного учета методического обеспечения дисциплин (МОД). Автоматизированный учет методического обеспечения дисциплин позволяет отследить их готовность на всех этапах разработки с момента заключения договора с автором до выпуска тиража, сроки актуализации (автоматически формируется график заседаний предметно-методических комиссий), оплату, адреса хранения эталонных электронных версий УММ.

Резкое увеличение контингента колледжа (структурного подразделения ИДО УлГТУ) и организация профильного дополнительного образования в старшей школе (информационно-технологического и социально-экономического направлений) потребовало доработки программного обеспечения в части организации учебного процесса среднего профессионального и профильного дополнительного образования.

В настоящий момент функционирующая база данных содержит информацию по контингенту:

Дополнительная профильная подготовка – 1780 слушателей СПО – 900 студентов ВПО – 6500 студентов заочной, очно-заочной формы обучения, экстернов

В рамках научной работы «Разработка организационных принципов и реализации взаимодействия компонентов системы дополнительного профессионального образования в области ИКТ на основе центров высоких информационных технологий (ВИТ-центров)» подготовлено техническое задание на разработку модуля «Автоматизированная система повышения квалификации», обеспечивающего организацию обучения на основе компетентностного подхода.